Процесс приватизации могут ускорить / Фото УНИАН

Как в Украине собрались ускорить продажу госимущества

15:22, 22.10.2020
16 мин.

Фонд госимущества разработал законопроект, который призван ускорить приватизационный процесс в Украине. Сейчас документ активно обсуждается в экспертной и бизнес-среде. Новшества одобряются, но и замечаний к инициативе немало.

В Украине – очередная реформа. Несмотря на коронакризис в мировой экономике, когда денег даже в продвинутых западных странах не хватает на поддержание собственных «штанов», а не то, что на инвестиции за рубеж, наша власть решила нововведениями ускорить продажу госактивов. В такой способ планируется не только пополнить госбюджет, но и сделать реальный сектор экономики более жизнеспособным. 

По сути, приватизация осуществляется с целью повышения социально-экономической эффективности производства, она должна привлекать средства на структурную перестройку экономики, граждан - к участию, формировать рыночные отношения. И хотя рядовой украинец на себе еще ни разу не прочувствовал этот принцип, новшества властью в сфере приватизации все внедряются и внедряются. 

Приватизационная философия 

На днях состоялась встреча в формате диалога между бизнес-сообществом и Фондом государственного имущества. В ее рамках глава ФГИ Дмитрий Сенниченко презентовал законопроект о новшествах в приватизации. Документом предусмотрены изменения в 27 действующих законов и два кодекса – Бюджетный и Налоговый. 

Видео дня

Законопроект призван привлечь инвестиции и упростить приватизационные процедуры для бизнеса. По мнению Сенниченко, приватизация государственного имущества будет способствовать и борьбе с коррупцией. Путем частных инвестиций станет возможным превратить непроизводительные государственные активы, которые часто являются источником серых денежных потоков, в действующие предприятия, которые платят налоги и создают новые рабочие места.

Что предлагается для достижения цели 

Первое предложение ФГИ - создание четких критериев для передачи объектов на приватизацию. И все для того, чтобы у инвесторов появилась возможность приватизации арестованного и обремененного имущества.

Второе – обеспечить прозрачность приватизации. Для этого предлагается закрепить положение о проведении процедур большой приватизации исключительно на электронных аукционах. Также Фонд отмечает, что бизнесу для принятия значимых решений необходим удобный доступ к актуальной информации. Поэтому законопроектом будет урегулирован вопрос по широкому раскрытию информации об объектах государственной собственности и создания кабинета данных на электронной платформе Фонда. Еще предусматривается возможность проводить первичное публичное размещение акций государственных компаний.

Раде предложат внести новшества в приватизацию / фото УНИАН

Третье - защита прав и интересов инвесторов. Многие проблемы возникают в связи с задолженностью объектов государственного имущества. Поэтому в Фонде считают, что необходимо минимизировать риск инвесторов путем недопущения ареста имущества при осуществлении приватизации на конкурсной основе. В то же время, предлагается продление до 1 января 2024 года возможности использования норм английского права в договорах купли-продажи объектов большой приватизации. Законопроект также учитывает трудности с переводом государственного предприятия в другой юридический статус. При ликвидации «ГП» для создания на его базе нового юридического субъекта отменяются все имеющиеся у него лицензии и разрешения. Чтобы сократить финансовые и временные затраты компании, проект закона предлагает автоматически предоставить приватизированному «ГП» статус ООО с целью сохранения разрешительных документов предприятия, что максимизирует цену аукциона.

Четвертое - защита имущественных интересов государства, в частности, путем урегулирования ряда вопросов банкротства предприятий, передаваемых на приватизацию.

Пятое - прекращение сопротивления руководства предприятий при передаче их на приватизацию. Предлагается автоматическое прекращение контракта с таким руководством и заключение с ним нового трудового контракта, в котором будут прописаны обновленные условия их работы в структуре.

Шестое - трансформация фонда и защита его работников. Планируется создание единого юридического лица Фонда госимущества вместо имеющихся на сегодня 12.

Европейская Бизнес Ассоциация оценила инициативы Фонда как «реформаторские подходы к вопросам приватизации». ЕБА заявила о готовности «поддерживать качественные предложения, которые открывают бизнесу новые возможности и способствуют развитию экономики страны».

Кстати, концепция реформы приватизации была впервые презентована в конце июня текущего года на заседании Национального совета реформ, которое состоялось под председательством президента Владимира Зеленского. Тогда отмечалось, что в Украине в государственной собственности находятся 3600 предприятий. Каждое пятое – убыточное, задолженность по зарплате в таких структурах составляет 2,9 миллиарда гривен. Указывалось, что именно поэтому важно кардинально ускорить приватизационный процесс.

Реформу приватизации одобрил президент / УНИАН

Президентом все нововведения были одобрены. Он еще раз уточнил, что большая приватизация, которая была отложена решением Верховной Рады в марте текущего года, продолжится после пандемии COVID-19, спровоцировавшую негативную ситуацию на финансовых рынках. А уже 2 сентября парламент принял поправки в закон о приватизации, согласно которым во время действия карантинных ограничений аукционы по продаже крупных госактивов проводиться не будут. 

Но подготовка объектов к продаже может быть продолжена. Еще Рада дополнила закон о приватизации статьей о парламентском контроле за продажей госсобственности, который будет осуществлять соответствующий комитет ВР.

Временная зависимость

Экономист Алексей Кущ считает предложенную ФГИ реформу несвоевременной и убежден, что это может негативно сказаться на процессе приватизации.  

«Все предложения, которые сейчас озвучиваются, всегда оправдываются лучшей европейской практикой, даже те, которые несвоевременны. В данном случае, нужно оценивать не качество инициативы, а акцентировать понятие – время и место быть. Любая реформа должна быть к месту и согласно времени. Проблема украинского дискурса заключается в том, что наши реформы никогда не согласовываются с текущей ситуацией в экономике, с историческим моментом. Бизнес хочет более простые процедуры доступа к государственной собственности, которая может быть передана в частные руки в процессе приватизации, осложненном рядом нюансов. Он хочет получить дополнительные гарантии, что имущество останется в его собственности, возможность судиться по приватизационным спорам в отношении государства Украина, согласно нормам английского права, быть уверенными в выполнении обязательств государством. А «чистых» объектов в плане приватизации осталось не так и много, большинство из них имеют, как любят говорить юристы, исторические риски. Классический пример – Одесский припортовый завод, у которого есть долги по поставкам газа, ряд спорных судебных решений, предприятие отягощено задолженностью за прежние периоды. И сейчас очень много таких гособъектов под приватизацию. Все предложенные Фондом госимущества изменения направлены на то, чтобы ускорить процесс продажи проблемных госактивов», - отметил эксперт. 

По его словам, закон о приватизации, принятый в 2018 году по требованию Международного валютного фонда и выписанный при участии западных специалистов, тоже был настроен на быструю продажу госсобственности. В частности, был введен механизм поступательного снижения цены, если объект не продается сразу. Но закон уже тогда спровоцировал казусы: пакеты ряда облэнерго продавались за цену, которую можно отбить за полгода за счет «хайп-тарифов», которые власть обещает внедрить. 

Эксперты не разделяют оптимизма ФГИ / Фото УНИАН

Кущ подчеркивает, что очень четкий маркер, который определяет эффективность приватизации, - это объем иностранных инвестиций. Если государство планирует привлечь средства за счет приватизации, то нужно понимать, что госсобственность менее привлекательна, чем частная, где уже налажены бизнес-процессы. Соответственно, государство может привлекать значительно меньше инвестиций, чем частный сектор. Поэтому, как правило, приток инвестиций всегда превосходил финансовые потоки от приватизации (20-30% объема от прямых инвестиций). 

Прямые инвестиции в Украину составляют примерно 2-2,5 млрд долларов, половина из них – фиктивные – завод собственниками в страну своих же денег. Реальные инвестиции – приблизительно 1 млрд долларов, причем значительная часть из средств идет в финансовый сектор, в промышленность направляется 500-600 млн долларов. 

Кроме того, у инвесторов на каждую страну есть свои лимиты. Они официально не публикуются, но, с учетом рисков, ограничения существуют. В итоге, государство может продать свои активы лишь на 100-200 млн долларов, если не привлечет какие-то олигархические структуры под продажу таких стратегических объектов, как, например, Центрэнерго. И все это с учетом нынешней «инвестиционный привлекательности» Украины. То есть, продаем за копейки. 

«В условиях нынешнего кризиса никакой системный инвестор, который не распилит предприятие на металлолом, а будет его развивать, к нам не придет. И какой сейчас смысл продавать за копейки госсобственность? Сейчас ситуация свидетельствует, что мир переживает нынешний кризис за счет антицикличной политики, когда активность частного сектора сокращается, а государство, наоборот, наращивает инвестиции, сглаживает экономическую яму.  К примеру, власти Германии выкупают часть активов Lufthansa, чтобы спасти от банкротства авиакомпанию. Так сейчас происходит по всему миру, в частности, за счет эмиссии ФРС США будут выкупаться корпоративные ценные бумаги компаний. Идут обратные от приватизационных процессы. Продать в таких условиях по дешевке госпредприятия – по сути, повторить путь 90-х», - подчеркнул эксперт. 

Он считает, что инициативы ФГИ могут быть в условиях нынешнего кризиса дискредитированы, хотя, по сути, на будущее они могут быть и верными. Просто на данный момент это не ко времени. К тому же, на их фоне может быть проведена неэффективная приватизация. 

Сейчас для государства максимально выгодна малая приватизация, и она активно реализуется. «Этот «мусор» нужно отдавать малому и среднему бизнесу. И проводить все пакетным решением. Сейчас существует программа кредитования «5-7-9», которую никак не могут запустить на нормальном уровне. Пока 90% предоставленных кредитов пошли на рефинансирование старых, и большая часть - в аграрном секторе. Можно при малой приватизации выдавать малому и среднему бизнесу кредит на развитие, даже на покупку предлагаемых объектов, чтобы оживить этот процесс. Но то, что на следующий год в госбюджете закладывается 6 млрд гривен от приватизации, видимо, предполагается продажа и крупных объектов. Хотя приватизация – улица с двухсторонним движением. Новшества по расширению прав инвесторов – хорошо, но и у них должны быть узаконенные обязательства. Если государство дает четкий пакет гарантий, то такой же должен быть со стороны инвесторов», - резюмировал Кущ.  

По мнению экономического эксперта Олега Пендзина, все предложения ФГИ, без сомнения, важные, но они носят косметический характер. В приватизации, как и в любом процессе продажи имущества, нужно не только наличие желания что-либо продать. Важно и наличие другой стороны - покупателя. А в условиях большой приватизации это должна быть компания, которая, помимо факта покупки, еще обеспечит дальнейшее прибыльное функционирование объекта, решит социальные проблемы трудового коллектива.

«Если посмотреть на динамику прямых иностранных инвестиций за прошлые годы, то они каждый раз падают. Сегодняшний этап развития мировой экономики, пандемия, вряд ли способствуют росту интересов потенциальных инвесторов. Поэтому, большого оптимизма по поводу нашей приватизации у меня нет. Что касается будущего, после завершения пандемии, то сейчас его спрогнозировать не может никто. Мировой экономике нужен будет не один год для восстановления. Какой из объектов нашей приватизации на тот момент будет привлекательным и почему, сегодня сказать крайне сложно. Поэтому, я бы не возлагал большие надежды на особо успешную приватизацию и в 2021 году», - отметил эксперт. 

Советник JN Legal Сергей Дахновский подчеркивает, что предложенные в законопроекте нововведения обусловлены теми проблемами, которые в настоящее время существенно тормозят приватизационные процессы и не способствуют интересу и участию в них потенциальных инвесторов.

Но сами по себе направления запланированных изменений в приватизационной сфере заслуживают внимания и положительной оценки.

«Вместе с тем, учитывая не всегда удачные предыдущие попытки по совершенствованию нормативного регулирования данного вопроса, остается надеяться, что предложенные механизмы действительно заработают, состоится реальное упрощение приватизационных процедур для бизнеса и при этом будет обеспечено решение экономической и социальной составляющих приватизации», - отметил эксперт. 

Он считает целесообразным решение ряда проблемных вопросов. К примеру, обеспечение справедливой рыночной оценки объектов приватизации и четкой, понятной и прозрачной методики ее проведения, особенно, если речь идет о целостных имущественных комплексах. В частности, должны учитываться не только «сухие» экономические и финансовые показатели, но и состояние, и реальность урегулирования кредиторской и дебиторской задолженности, наличие прямых и косвенных обременений имущества и т.д. Ведь не секрет, что нередко после завершения приватизационных процедур правоохранительными органами инициируются проверки соблюдения законности их проведения, а занижение оценки является одним из ключевых вопросов таких аудитов.

Отдельно нужно урегулировать "земельные" вопросы / фото УНИАН

Также требуется урегулировать вопросы землепользования, решение которых должно быть напрямую связано с результатом приватизационного процесса. В большинстве случаев земельные участки, на которых расположены объекты приватизации, являются землями, предоставленными в постоянное пользование, и к тому же несформированными - со всеми вытекающими правовыми особенностями и последствиями такого статуса. В первую очередь, это касается распоряжения ими. Такая неопределенность и необходимость в будущем самостоятельно и на свой риск на протяжении длительного времени решать этот вопрос, как правило, существенно снижает инвестиционную заинтересованность потенциальных покупателей и усиливает их риски.

Еще в условиях задекларированной возможности приватизации арестованного и обремененного имущества нужно четкое понимание механизмов защиты прав (и их реализации!) как обременителей, так и инвесторов, чтобы нивелировать риски возникновения в будущем споров по этому поводу. 

Сегодняшний негатив и планы на будущее

В последние годы ситуация с приватизацией в Украине крайне негативная. С 2015 года план поступлений от продажи госактивов постоянно составлял 17 млрд гривен. Но в 2017 году в бюджет поступило всего 3,4 млрд гривен, в 2016 году – 188 млн гривен, в 2015 году – 151,1 млн гривен.

В 2018 году, на фоне принятого закона о новшествах в приватизационном процессе, доходы от большой распродажи были заложены в размере 22,5 млрд гривен, правда, затем их урезали до 21,3 млрд гривен. Правительство планировало продать пакеты 26 государственных объектов, но к концу года разговор шел уже только об одном – «Центрэнерго». Но и он не состоялся. Как результат – в казну поступило лишь 2,3 млн гривен.

В государственном бюджете на 2019 год снова были прописаны 17,1 млрд гривен доходов от приватизации, причем прежние власти уверяли, что выполнить план вполне реально к середине года. Но… сумма поступлений в госбюджет составила 536,5 миллиона гривен – лишь 3% от плана.

В этом году план сорвала пандемия, поступления в бюджет обеспечивает лишь малая приватизация, но суммы вновь не миллиардные, а лишь миллионные. 

Пока в планах на 2021 год озвучивается сумма от приватизации в 6 млрд гривен. Возможно, в будущем на фоне запланированных новшеств все получится. По крайней мере, на это стоит надеяться.

Нана Черная

Новости партнеров
загрузка...
Мы используем cookies
Соглашаюсь